Андрей Валерьевич Пантуев, методист ЦИТУО, доцент каф. математической физики МПГУ

Заметка в сборник памяти В.В.Бронфмана. Пока без названия.

1.      Математика — это отчуждаемый символизм. Почему отчуждаемый - более или менее понятно. Поэзия, живопись, а тем более мистические озарения символичны, но не отчуждаемы от личности. Их корни — в той бесконечности, которой причастна каждая живая личность. И ни в какой момент они не могут быть оборваны без потери понимания. С математикой не совсем так. В ней возможен компьютер.

2.       Впервые я попал в ИНТ в 1995/1996 году. Еще Фил был сисадмином его сети FirstClass. А дискуссии в ней были яростны, подробны и уважительны. К этому времени я мучился задачей создания непосредственного драйвера учебных математических объектов, и редактора-интерпретатора на нем. С одной стороны, это идеи Кушнеренко-Лебедева, а с другой — диплом С. Теплова  «Графический Бейсик для Электроники-60», еще на алфавитно-цифровом дисплее. Построенная мной модель "Жизнь и приключения арифметической прогрессии" успела получить легкое одобрение И. М. Яглома. Но к 1995 моя система была уже старовата, да и дисплеи уже стали графическими и цветными. И первое, с чем я встретился в ИНТе, это с «Живой Физикой» и с моделями М. А. Шапиро и В. В. Бронфмана. Но через полгода эйфория от новых возможностей "оживления" моделей остыла — ведь даже и синхрофазотрон в некотором смысле не очень отличается от бросания в воду камешков, , и «наблюдения кругов, от них расходящихся». Не физические, а математические модели и пути к математическому символизму меня привлекали.

3.      К этому времени я уже прочел потрясшую меня книгу о. А. Шмемана "Евхаристия. Таинство царства". Четкое разведение понятий символизма реальности как тайны, таинства и символизма изобразительного показало мне, что создание учебных математических моделей, углубляющих изобразительные модели до символически-динамических, непредсказуемых, и, тем не менее, управляемых как можно более свободно — что эта задача может иметь отношение к углублению и раскрытию понятия символа. Хотя бы в отдельно взятой "школьной математике"!

4.      В этот момент и произошло мое знакомство с Живой Геометрией, и с Г. Б. Шабатом. Тогда я не разделял энтузиазма Г. Б. Шабата — ну, циркуль и линейка — это все-таки очень маленький кусочек математики, казалось мне. (Надо отметить, что самый удачный класс задач в ЖГ, лишь в 2006 году найденный мной – задачи на совмещение фигур с неявным поведением – как раз вполне укладывается в первую версию, с циркулем и линейкой). Но тут вышла новая версия Geometers SketchPad, и долгожданный инструмент предстал передо мной. Я подталкивал ее русификацию, иногда «забегая впереди паровоза» — но в одиночку эту работу сделать было нельзя. Элементарные функции, начала анализа, абстрактная алгебра, фракталы, дифференциальные уравнения, производные комплексных функций, экстремальные задачи геометрии и алгебры, модели неэвклидовых геометрий... Так стремительно расширялся круг открытых для учебного моделирования математических материков. На этой волне был сделан совместный диск 1С и ИНТа "Практикум 5-11", до сих пор не перекрытый по многообразию реализованных моделей. После открытия новых материков наступил период анализа удач и неудач. Удача была в том, что практически все учителя математики с энтузиазмом и даже с восторгом знакомились с новым подходом. Неудача же в том, что мало кто им пользовался в своей школе. Сейчас идет кропотливая работа по расширению именно дидактических возможностей Живой Геометрии (она же Живая Математика, а отечественный ее извод с приятными новыми деталями назван Математическим Конструктором). В этой работе участвуют уже десятки методистов (по призванию), сотни учителей включены в апробации.

5.       На этом этапе опять произошла встреча с физиками, а именно — с В. В. Бронфманом. Его семинар "Современная наука в современной школе" оказался той точкой, где сталкивались, рождались и реализовывались идеи по развитию школьных курсов. И не последнее место занимала идея о видах и роли моделирования в школе. Конечно, именно он был центром семинара, удивительным образом объединившим совершенно разных специалистов, и я думаю, потому, что уважение к тайне мира и человека было органично для него, физика и педагога.       

Литература:

1.       Варсанофьев Д.В., Дымченко А.Г., Кушниренко A.Г., Лебедев Г.В. — Непосредственный драйвер текста НДТ-83-и системы на его базе. Микропроцессорные средства и системы, №1, 1987

2.       Бронфман В.В., Шапиро М.А. Серия "Живая Физика": Начала кинематики (9 класс): Методическое пособие / - М.: ИНТ.- 23 с.

3.       В.Н. Дубровский, М.И. Башмаков, В.В. Вавилов, И.Р. Высоцкий, А.Н. Земляков, В.В. Калиниченко, С.К. Ландо, А. Наумов, А.В. Пантуев, Ю.А. Первин, С.Н. Поздняков, А.В. Прохоров, А.Н. Сиротин, И.С. Храповицкий, А.В. Чехлова, Г.Б. Шабат, П.С. Шестаков, Образовательный комплекс «Математика 5-11».  –М.: ЗАО «1С», АНО «Учебно-издательский центр «Интерактивная линия», Учреждение «Институт новых технологий», 2004.

Hosted by uCoz