Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета………………………….

……………………………………………………Протокол……………………………….2007 г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.  Курс «Применение современных информационных и коммуникационных технологий  в образовании».

Программа курса / Шадрин Г.А., Пантуев А.В., 2007.

Продолжительность программы обучения составляет 36 часов.

2. Актуальность курса
Актуальность курса обусловлена темпами прогресса в области образовательных ИКТ, и отражает принципы, намеченные в приоритетных государственных программах  РФ.

3. Целевая аудитория
Предлагаемый учебный курс предназначен для студентов гуманитарных специальностей МПГУ.
4. Цели и задачи курса
Основная цель курса – включить студентов в контекст современного состояния образовательной среды в аспекте применения  ИКТ.
По своему содержанию и целевому назначению это, прежде всего, курс прикладной, в котором присутствуют и теоретическая часть, и практика, позволяющая слушателям курса ознакомиться  и с технологией создания учебно-методических комплексов, и получить необходимый навык для самостоятельной разработки мультимедийных учебно-методических материалов по своему учебному предмету.

Кроме того, предполагается:

 

 

В данном контексте можно определить следующие теоретические  задачи курса –

  1. овладение системой знаний: об измерении, кодировании информации; о семиотических аспектах информационных систем  
  2. приобретение умений: кодировать и декодировать информацию; рассчитывать объем информации, сравнивать информационную емкость различных сообщений, оценивать избыточность сообщений
  3. знать и применять принципы, лежащие в основе компьютерных технологий – однозначность информации, алгоритмичность, рекурсивность, оптимизация по техническим и психологическим параметрам.

Рассмотрение информационных процессов во всем их многообразии, а также и реализация комплексного подхода к обработке информации в практической части курса позволит усилить общенаучную составляющую курса.

5. Содержание курса и тематическое планирование.

Теоретический материал курса разбит в соответствии с принципом модульности обучения на 8 тематических модулеей. Каждая тема включает в себя следующие компоненты: теоретический лекционный материал и список вопросов для изучения, вопросы для самоконтроля и обсуждения, перечень индивидуальных и групповых заданий, рекомендуемая литература и коллекция ссылок на Интернет-ресурсы.

Раздел 1. Теоретическая часть

Тема 1. Вводная часть (2 часа)

Прикладная тематика

Общеобразовательная линия изучения информационных процессов:

Тема 2. (2 часа)

Прикладная тематика

 Различные аспекты разработки и применения электронных учебно-методических комплексов

Семиотическая линия изучения информационных процессов:

Тема 3. (2 часа)

Прикладная тематика

 Форматы представления данных

Математическая линия изучения информационных процессов:

Тема 4. (2 часа)

Прикладная тематика

 Использование тестовых материалов и альтернативные пути контроля

4.Линия кодирования и передачи информации:

Раздел 2. Подготовка аудио-видео материалов.

Тема 5. Предварительная подготовка аудио-видео материалов (2 часа)

Тема 6. Предварительная подготовка иллюстративного материала (2 часа)

Тема 7. (4 часа) Сборка модулей и монтаж аудио-видео материалов

Тема 8. (2 часа) Итоговое занятие – ознакомление с  результатами практических работ, промежуточная и заключительная аттестация.

6. Особенности организации учебного процесса


В данном курсе будут использованы следующие виды и формы организации учебной деятельности:

1) лекционные занятия в аудитории, оборудованной  проектором и электронной доской.

2) работа в компьютерном классе (или дома) с текстом, с УМК, в том числе и с ресурсами Интернета;

3) очные консультации

4) оперативная и индивидуальная консультация по электронной почте;

5) очный семинар в компьютерном классе

6) электронный семинар - форум);

7) работа над индивидуальным заданием;

8) работа над групповым заданием;

9) итоговое занятие;

10) аттестация.


Так как по своему содержанию и целевому назначению курс, прежде всего, носит в основном практический характер, то и в качестве выходной (итоговой) работы студентов предполагается разработка учебно-методических материалов по выбранной дисциплине или теме.
Самостоятельная работа приоритетна. Предусматривается, что студент не только изучает теоретический материал каждой темы, но и проводит работу с дополнительной литературой и другими источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами.
Консультации будут осуществляться не только очно, но и с помощью электронной почты в ходе самостоятельного изучения слушателями материала, а также при выполнении индивидуальных заданий, в том числе по другим возникающим вопросам в ходе учебного процесса.

7. Аттестационные требования
Студент считается успешно закончившим курс, если он подготовит запланированные индивидуальные задания по каждой теме, а также разработает учебно-методические материалы по своему предмету (либо по выбранной теме, по согласованию с преподавателем).
Студент, успешно окончивший курс, получает зачет (36 ч).

8. Информационное обеспечение дисциплины

  1. Вашкевич Н.П. Сетевые технологии в образовании. Подготовка компьютерных учебных изданий на основе сетевых технологий: Учеб. пособие / Н.П. Вашкевич, С.А. Зинкин; Под ред. В.И. Волчихина. - Вып.1. - Пенза: Издво. Пенз. гос. ун-та, 2001. - 188 с.: 42 ил., 2 таб., библиогр. 71 назв.
  2. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. / М.И. Беляев, В.М. Вымятнин, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Демкин, Г.А. Краснова, С.В. Коршунов, С.И. Макаров, Г.В. Можаева, М.И. Нежурина, Б.М. Позднеев, И.В. Роберт. –А.В. Соловов, А.Г. Теслинов, С.А. ЩенниковТомск: Изд-во Томского университета, - 2002, 86 с.
  3. Электронные библиотеки как основа системы открытого образования /Дворянкин A.M., Давыдов Д. А. , Геркушенко Г.Г., Кизим А. В. //Информационные технологии в образовании, технике и медицине: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-техн. конф., 24-26 сент. 2002 /ВолгГТУ и дролгоград
  4. http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/educ2/kourses/IKT/ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ,  Рекомендовано  Министерством Образования Российской

 

 

 

Hosted by uCoz